ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ

( продолжение, III )


ЛЮДИ

Вступление:

Скрипят на ветру Ворота, омываемые кровавой водой. К этому скрипу добавляется какой-то дребезжащий, раздражающий звук. Рука хлопает по будильнику. Герой кошмара "красных листьев", трет глаза, кую паутину сновидения. Рука тянется за рубашкой, галстуком навистный костюм клерка...

1-й куплет:
Я боюсь младенцев, я боюсь мертвецов,
Я ощупываю пальцами свое лицо,
И внутри у меня холодеет от жути:
Неужели я такой же, как все эти люди?
Люди, которые живут надо мной,
Люди, которые живут подо мной,
Люди, которые храпят за стеной,
Люди, которые лежат под землей.

Темнота. Спуск вниз, в яму, в пропасть, в черноту. Проносятся мимо размазанные, страшные огни. Ощущение нового кошмара. Ад, в который долго и мучительно погружается, проваливается Герой. Но он не один. Его окружают люди. Проступают из темноты их лица... Изображение приобретает резкость. И мы понимаем, что адское наваждение - это просто метро. Плавно движется вниз эскалатор. Дьявольские огни - обыкновенные лампионы, проплывающие мимо, а люди... вот в людях есть все-таки что-то необычное, может быть, потому что мы видим их глазами нашего Героя.

Он внимательно всматривается в плывущие ему навстречу лица, выхватывает взглядом одно, другое, третье... И лица эти начинают странно трансформироваться, приобретая все более явственные животные черты, оборачиваясь звериными мордами.

Сухощавый бледный мужчина на наших глазах превращается в волка, хорошенькая молодая женщина - в кошку, еще один мужчина с крючковатым носом - в стервятника, а дородная розовощекая дама оформляется вполне законченную свинью.

Припев:
Я отдал бы немало за пару крыльев,
Я отдал бы немало за третий глаз,
За руку, на которой четырнадцать пальцев.
Мне нужен для дыхания другой газ...

Тянется вереница людей-животных. Игра жутких перевертышей захватывает нашего Героя. И вдруг в блестящей поверхности темного мрамора, стекла, металла он видит собственное отражение. И это тоже звериная морда.

2-й куплет:
У них соленые слезы и резкий смех,
Им никогда ничего не хватает на всех.
Они любят свои лица в свежих газетах,
Но на следующий день газеты тонут в клозетах.
Люди, которые рожают детей,
Люди, которые страдают от боли,
Люди, которые стреляют в людей,
Но не могут при этом есть пищу без соли.

Мечется Герой в поисках выхода, но всюду его окружают монстры, которых он сам же сотворил. И вот, наконец, среди этого карнавала чудовищ мелькает одно человеческое лицо - ясное, спокойное лицо Человека без имени. Однако Герой зашел слишком далеко в своей игре и уже не в силах остановиться, поверить в чудо, свое спасение. Он упрямо пытается исказить и это единственное человеческое лицо. И ничего не может сделать. Меняется резкость, чуть-чуть расплываются черты... И все. Лицо остается лицом.

Герой вновь на эскалаторе метро. Но теперь он поднимается вверх. И также навстречу ему едут люди. Люди в звериных масках. И снова внимательно вглядывается в них Герой...

И начинается цепь обратных превращений: волк оказывается худощавым болезненным мужчиной с усталым лицом; кошка - хорошенькой молодой женщиной, видимо, не очень счастливой, судя по грустному выражению ее глаз; хищная птица, свинья - все они просто люди, быть может, не очень привлекательные, не очень добрые, но все-таки люди...

Припев:
Они отдали б немало за пару крыльев,
Они отдали б немало за третий глаз,
За руку, на которой 14 пальцев,
Им нужен для дыхания другой газ.

Тянется вереница людей, усталых, улыбающихся, грустящих, раздраженных, счастливых, сердитых... И только у нашего Героя звериная морда. Герой стоит на коленях у воды, и Человек без имени снова, как в детстве, умывает его, словно бы совершая акт крещения. И исчезают с лица Героя звериные черты. Герой опускает в воду руки, пытаясь дотронуться до своего изображения, но оно, всплеснувшись, исчезает... Капает вода с пальцев. Накатывается волна. Герой поднимает глаза. Он на берегу Океана.

ПАДШИЙ АНГЕЛ

Итак, Герой снова там, где он когда-то дрался, догонял Человека, умеющего ходить по воде, где пытался найти единомышленников, где строил дом на песке, где осознал, что такое власть... И вот он один с ощущением того, что жизнь закончена в его 30 лет. И он начинает свою исповедь нам, себе самому или еще Кому-то... Просто поет на берегу Океана.

1-й куплет:
Мне снятся собаки, мне снятся звери,
Мне снится, что твари с глазами как лампы
Вцепились мне в крылья у самого неба,
И я рухнул нелепо, как падший ангел.
Я не помню паденья, я помню только
Глухой удар о холодные камни.
Неужели я мог залететь так высоко
И рухнуть жестоко, как падший ангел?

Припев:
Прямо вниз,
Туда, откуда мы вышли
В надежде на новую жизнь.
Прямо вниз,
Туда, откуда мы жадно смотрели
На синюю высь.
Прямо вниз...

Герой на краю крутого скалистого обрыва. Далеко внизу со стоном разбиваются о скалу зеленые мутные волны. Кажется, еще один шаг и... Но там, внизу, на камне, выступающем из воды, сидит какой-то рыбак с удочкой. Словно почувствовав на себе взгляд Героя, он оборачивается, смотрит вверх. И хотя с этой высоты, кажется, невозможно разглядеть его лица, и мы, и Герой узнаем его. Это - Человек без имени.

Герой на крыше небоскреба. Внизу - спичечные коробки автомобилей и люди-букашки. В их суетливой, копошащейся массе Герою чудом удается разглядеть с этой предательской высоты одно лицо - лицо Человека без имени.

2-й куплет:
Я пытался быть справедливым и добрым,
И мне не казалось ни страшным, ни странным,
Что внизу на земле собираются толпы,
Пришедших смотреть, как падает ангел.
И в открытые рты наметало ветром
То ли белый снег, то ли сладкую манну,
То ли просто перья, летящие следом,
За сорвавшимся вниз, словно падший ангел.

Герой на берегу горной реки, над которой натянут, словно гигантская струна в недосягаемой вышине, подвесной мост. (Мост над Бупером в Золингене - ФРГ.)

Герой поднимается по едва намеченной, давно никем не хоженной тропке. И ведет она к единственному, как кажется, для него выходу - к высоте с которой можно уже не лететь, а только падать.

Припев:
Прямо вниз,
Туда, откуда мы вышли
В надежде на новую жизнь.
Прямо вниз,
Туда, откуда мы жадно смотрели
На синюю высь.
Прямо вниз...

Герой на мосту. Широкая река внизу кажется ручейком. И невозможность прыгнуть, потому что и здесь не оставляет его Человек без имени - одинокий путешественник в лодке. И как бы ни велико было разделяющее их расстояние, Герой встречается с ним взглядом.

Вершина горы. Последняя попытка. Зеленая пасть ущелья разверзлась у ног Героя... И вновь всплывает из этой бездонной пропасти лицо Человека без имени, останавливающее, предотвращающее...

И дирижерский взмах тонкой руки, как и вначале, при Сотворении этого Мира, пробуждает к жизни новые звуки, но теперь это хор человеческих голосов, детских голосов, поющих о "Бриллиантовых дорогах".

БРИЛЛИАНТОВЫЕ ДОРОГИ

Посмотри, как блестят бриллиантовые дороги, Послушай, как хрустят бриллиантовые дороги, Смотри, какие следы оставляют на них боги, Чтоб идти вслед за ними, нужны золотые ноги, Чтоб вцепиться в стекло, нужны алмазные когти...

Припев:
Горят над нами, горят, помрачая рассудок,
Бриллиантовые дороги в темное время суток.

2-й куплет:
Посмотри, как узки бриллиантовые дороги,
Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги.
Чтобы видеть их свет, мы пили горькие травы,
Если в пропасть не пасть, все равно умирать от отравы.
На алмазных мостах через угольные каналы.

Припев:
Горят над нами, горят, помрачая рассудок,
Бриллиантовые дороги в темное время суток.
Парят над нами, парят, бриллиантовые дороги...

Космос. Млечный Путь. Плывущие в звездном пространстве детские лица и лицо Человека без имени. Но вот к ним начинают присоединяться все новые лица, детским голосам начинают вторить взрослые, женские и мужские. Великие музыканты собираются в единый гигантский хор и оркестр. Мы видим всех "звезд". Звучит всечеловеческий гимн музыке. Дирижирует этим блистательным созвездием Человек без имени.

А наш Герой мечется в горячечной постели - мучительно постижение простых и великих истин, исполнен боли поиск гармонии с собой и со всем миром.

Поет вселенский хор.

Мечется в бреду Герой.

Пустынная ночная улица старого немецкого города. Слабо светится огонек свечи в одном бессонном окне. Летают руки по клавишам. Склонилась над клавесином голова в белом парике с косичкой. Это Зальцбург.

Мечется в бреду Герой.

Свеча оплывает воском. Летает по бумаге гусиное перо. Склонилась над столом голова в белом парике с косичкой. Это Ваймар. Пустынная ночная улица старого немецкого города. Мечется в бреду Герой, но раздвигаются потолок и стены тесной комнаты, и приходит освобождение - плывут в высоком черном небе созвездия над головой Героя.

И на последних тактах композиции, подчиняясь властному дирижерскому жесту, Герой вступает, наконец, в "звездный" хор.

ЗВЕЗДНЫЕ МАЛЬЧИКИ

От пугающих высот
Возвращаетесь некстати,
Вы - лунатики судьбы,
На карнизах суеты.
Звездные, поздние, чуждые, яркие
Сны вам снятся ночью -
Когда вы были легче птиц,
Когда летело вам вдогонку небо
И боги усмехались вслед.
Так беспечны были вы,
Так стремительны и смелы,
Это легче, чем прощать,
Это проще, чем любить.
Подвиг кончился, звездные мальчики!
Жизнь во сне, смерть - наяву.
Бесконечной пустотой
Вы дышать с тех пор привыкли.
Ваши легкие горят
В вязком воздухе земли.
Звездные, поздние, чуждые, яркие сны
Вам снятся ночью...

И снова берег Океана. Таитянский Эдем. Пышная зелень райских кущ. Истома, нега, созерцание. Редко и лениво набегают волны. Герой любуется медленным, томительным закатом. Седые виски, морщинки вокруг глаз - Герою 50 лет. Здесь, на берегу Океана, его окружают смуглые, полуобнаженные девушки с цветами в волосах, словно сошедшие с полотен Гогена.

Избыточность всего: цветов, плодов, красок. И даже самые юные красавицы в хороводе источают тот же аромат зрелости, что и пышные матроны.

Тянется рука к экзотическому плоду. И он словно сам падает в раскрытую ладонь, истекая соком.

Герой заходит по колено в воду. Взмах руки, один удар остроги - и вот на конце ее уже бьется огромная рыбина. Женщины обвивают Героя венками, украшают цветами и фруктами. Ему подносят блюдо, на котором лежит та самая огромная рыбина, но в обрамлении цветов и фруктов. На плечо Героя ложится женская рука. Герой оборачивается. Странно видеть среди смуглых лиц с черными миндалинами глаз светлое европейское лицо. Женщина в белой длинной тунике, удаляясь, манит Героя за собой в пышные зеленые заросли. Герой продирается сквозь кустарник за мелькающим впереди белым платьем. Цепкие ветки наконец отпускают его. Он озирается по сторонам: вокруг березы, ели и множество крестов за высокими решетчатыми изгородями... Среди крестов возникает тонкая фигура тоже в белом - это Человек без имени. Улыбка чуть трогает его губы. Он разводит руки, словно говоря этим жестом: "Вот видишь. Ты хотел покоя? А покой может быть только здесь".

Герой лежит на берегу. Солнце закатилось, и проступают первые, еще неяркие звезды.

Женщины продолжают украшать Героя цветами так, что он почти скрывается под обилием тяжелых венков. И любовные игры все больше начинают напоминать погребальный ритуал. Лицо Героя неподвижно, немигающие глаза широко раскрыты. В зрачке отражается падающая звезда, она падает очень медленно, долго... Мы вместе с Героем следим за ее падением в ночном небе до тех пор, пока не понимаем, что это вовсе не падающая звезда, а мигающий огонек далекого самолета, так похожего на летящий крест...

Герой резко поднимается, стряхивая с себя оцепенение, оглядывается вокруг. Ни Океана, ни томной таитянской ночи, ни смуглых девушек с цветами... А венки - засохшие еловые ветви, переплетенные выцветшими искусственными цветами. И кресты... Кресты... Снова кладбище. Мелькнула среди надгробий Женщина в белом, поманила рукой. И Герой даже сделал несколько шагов ей вслед, но его остановил все тот же жест широко разведенных рук Человека без имени: "Ты хочешь покоя?" Герой всматривается в его спокойное улыбающееся лицо. Человек без имени отвечает ему таким же внимательным взглядом. И как бы его глазами мы видим нашего Героя - красивого седовласого старика.


на основную страницу
далее (окончание сценария)
назад на страницу с нау-раритетами
Hosted by uCoz